Реализация парфюмерно-косметических препаратов
Реализация парфюмерно- косметических препаратов
Нередко покупка парфюмерно-косметических препаратов доставляет их обладателю сплошные разочарования. Ведь покупая косметику, будь то натуральная или декоративная – мы хотим получить определенный результат, который соответствовал бы нашим требованиям.
Если же парфюмерно-косметический товар по определенным причинам не устроил потребителя (например, при более детальном рассмотрении товара выяснилось, что он не подходит по типу кожи) или товар был куплен спонтанно, без необходимости, то каждый второй потребитель считает, что вправе вернуть товар (в том числе и парфюмерно-косметический) продавцу в течение 14 дней без обоснования причин и бывает очень удивлен, когда этого сделать не получается. Поскольку, согласно постановлению Правительства РФ № 55 от 19.01.1998, парфюмерно-косметические товары надлежащего качества не подлежат обмену или возврату в течение 14 дней, даже если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид и потребительские свойства товара.
В какой-то степени такое ограничение совершенно оправданно и направлено, прежде всего, на обеспечение безопасности самого потребителя, так как качество и свойства косметических средств зависит и от условий хранения и транспортировки товара. Соответственно, ни один продавец не может быть уверен в том, что покупатель, желающий вернуть товар, соблюдал все условия правильного хранения косметического средства.
Очень часто продавцы косметики, рекламируя свой товар, заявляют, о возможности возврата не подошедшего по каким-либо причинам косметического средства. Не стоит полагаться на рекламу, ведь в таком случае товар, который купит потребитель, вряд ли получится вернуть. Продавец может найти множество причин, так как такое условие изначально не соответствует нормам Закона РФ «О защите прав потребителей».
Поэтому, покупателю подобного товара необходимо помнить, что вернуть его в магазин можно только в том случае, если в нем есть недостатки, либо если при покупке (то есть в момент заключения договора) не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.
Итак, рассмотрим какие же действия необходимо предпринять потребителю при покупке парфюмерно-косметических товаров, а также какие права есть у потребителя на примере типичных ситуаций.
В Консультационный центр для потребителей нередко обращаются женщины, посетившие бесплатную «косметическую» процедуру в одном из спа-салонов, распространяющих довольно дорогую косметическую продукцию зарубежного производства. Все обратившиеся за юридической помощью потребители описывают механизм действий сотрудников спа- салона идентично. Сначала потребителей подробно расспрашивают о косметике, которой они пользуются и предлагают приобрести различные средства по уходу за кожей лица, тела, волосами, за определенную, но довольно немалую сумму, а также ультразвуковой аппарат за отдельную плату. При этом, в случае приобретения набора средств по уходу за кожей в день презентации (т. е. в день проведения косметологической процедуры) ультразвуковой аппарат потребитель получает бесплатно. Далее, потребителю предлагают подписать стандартный договор купли-продажи комплекта косметических средств, настаивая на заключении кредитного договора, даже в случае, если у потребителя есть возможность оплатить товар в момент заключения договора. Паспорт потребителей просят взять с собой еще в момент записи на бесплатную спа-процедуру, якобы для того, чтобы никто иной не смог воспользоваться данной возможностью. На следующий день после проведения «косметической» процедуры у многих потребителей возникают проблемы с кожей (аллергические реакции и прочее). При детальном рассмотрении упаковки товара информация о косметических средствах трудночитаема. После чего потребители понимают, что им продали далеко не новый товар. При попытке его вернуть, женщины получают категорический отказ, либо возможность возвратить товар только при условии удержания значительной суммы.
Анализируя договоры обратившихся потребителей, сотрудники Консультационного центра выявили условия, которые ущемляют права потребителей.
Например, в договоре отдельным пунктом содержится следующая информация: «Односторонний отказ от исполнения договора не допускается. По соглашению сторон обязательство покупателя может быть прекращено предоставлением взамен отступного в виде уплаты денежных средств продавцу в размере 30 % от стоимости товара».
Таким образом, единственным условием возврата товара продавец указывает удержание значительной части денежных средств. Вследствие чего, можно только предположить, что многие потребители предпочитают вернуть хотя бы часть затраченных денег и соглашаются на столь невыгодное и незаконное условие возврата косметики.
Именно поэтому необходимо рассмотреть данную ситуацию по порядку. Первое, на что хотелось бы обратить внимание потребителей – это на то, что якобы «косметическая» процедура предлагаемая клиентам на самом деле являетсякосметологической, так как предполагает различные процедуры очищения кожи лица и шеи, наложение маски на лицо, которые в соответствии с действующим законодательством относятся к медицинским услугам и подлежит лицензированию.
Однако, многие организации, оказывающие данный вид услуги не имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Второе. Прежде, чем приобретать товар, необходимо реализовать одно из основных прав Закона РФ «О защите прав потребителей», предоставленных потребителю при покупке – право на получение полной и достоверной информации о товаре.
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», потребителю должна быть своевременно предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах, которая призвана обеспечить возможность их правильного выбора.
Согласно ГОСТу Р 51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования», утв. Постановлением Госстандарта РФ от 09.12 1999 г.
информация о парфюмерно-косметическом товаре должна содержать следующие сведения:
– наименование, название (при наличии) и назначение изделия;
– наименование, местонахождение изготовителя и местонахождение организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя;
– товарный знак изготовителя (при наличии);
– масса нетто, объем, количество;
– состав изделия;
– условия хранения для продукции, требующей специальных условий хранения;
– срок годности;
– обозначение нормативного или технического документа;
– информация о сертификации;
– информация о правильном применении и предостережения.
Таким образом, перед тем как приобрести изделие, необходимо убедиться в его качестве и безопасности.
И последнее: если купленные за большие деньги крем, лосьон и прочие косметические средства вызвали аллергию или потребитель просто не доволен качеством продукта, то не стоит возвращать товар на условиях продавца (с удержанием определенной суммы), даже если товар был в употреблении.
Помните, удержание какой-либо суммы в случае, если товар некачественный, неправомерно!
Согласно п. 27 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства от 19 января 1998 г. № 55 , при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы, продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
В случае обнаружения недостатков потребителю в первую очередь необходимо обратиться к врачу-дерматологу и зафиксировать то, что произошло с кожей, а также установить от чего предположительно это произошло (например, предположительно от применения косметики). После этого, необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах. В претензии необходимо указать предъявляемое требование, а также причину его предъявления.
Потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.
Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу, на втором экземпляре, продавец должен поставить отметку о принятии – дату, должность, ФИО того, кто принял этот документ и желательно печать организации.
Требования в отношении недостатков товара покупатель вправе предъявить, если они обнаружены в течение срока годности товара. Срок годности устанавливает изготовитель парфюмерно-косметических товаров.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случае необходимости провести проверку качества товара.
При возникновении спора о причинах появления недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.Потребитель вправе присутствовать при проверке качества и экспертизе товара. Если он не согласен с её результатами, он может оспорить их в судебном порядке. Если экспертизой установлено, что недостатки товара возникли из-за обстоятельств, независящих от продавца, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы. В случае, если экспертиза установит, что недостатки товара возникли по вине продавца, то продавец обязан расторгнуть договор купли-продажи и вернуть денежные средства, оплаченные за товар. В случае, если продавец и в этом случае отказывает в возврате денежных средств, то необходимо воспользоваться правом на судебную защиту.
В заключение хотелось бы обратить внимание потребителей на то, что продавцы товаров, в том числе и парфюмерно-косметических, пытаются установить свои правила реализации товаров и доводят их различными способами до покупателей, тем самым вводя потребителей в заблуждение. Поэтому потребителям необходимо быть более бдительными и если возникают сомнения в качестве косметических средств, либо иные сомнения в подлинности товара, сотрудники Консультационного центра советуют воздержаться от покупки.