Защита прав потребителей
Header
Определение соответствия проектной и иной документации
Header
Установление соответствия требованиям санитарного законодательства
Header
Определение наличия и степени вредного воздействия факторов среды обитания
Header
Установление степени риска для здоровья человека от факторов среды обитания
Header
Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз
Header
Проведение лабораторных исследований
Header
Консультационные услуги
Header
Исследование клеща
Header

Розничная продажа товара посредством сети интернет

Интернет-магазин может быть для продавца основной торговой площадкой или лишь дополнительной. Но в любом случае это уже иной способ организации торговли, который имеет свои правила и требует особого подхода.

Согласно ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) продажа товаров через Интернет представляет собой розничную торговлю, осуществляемую через телемагазины и компьютерные сети (код по ОКВЭД 52.61.2 или код по ОКВЭД2 – 47.91).

То есть это продажа товаров дистанционным способом, которая регулируется специальными Правилами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (п. 2 ст. 497 ГК РФ, п. 1 ст. 26.1 Закона № 2300-1, п. 2 Правил).

Контроль за соблюдением требований к продажам отдельных видов товаров, в том числе к дистанционной торговле относится к компетенции Управления Роспотребнадзора (п. 5.1.3 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, п. 37 Правил).

Что можно продавать в интернете

Правилами ограничен ассортимент товаров, которыми можно торговать дистанционно, но не значительно. Запрет установлен только в отношении торговли (п. 5 Правил): алкоголем; товарами, свободная реализация которых законодательством РФ и так запрещена или ограничена, например, табачной продукцией (п. 3 ст. 19 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ). Запрещенный товар могут конфисковать.

Информирование потребителя неотъемлемое право потребителя – иметь всю необходимую и достоверную информацию для совершения покупки. А то, что для потребителя право, для продавца – обязанность (ст. 8 Закона № 2300-1). Нарушение требования об информировании покупателя может привести к административной ответственности.

В дистанционной торговле, в частности, в интернет-магазине, информирование потребителя тем более играет важную роль, поскольку ознакомиться с товаром лично покупатель не может. Правила выделяют информацию, с которой потребитель должен быть ознакомлен еще до заключения договора купли-продажи, и сведения, которые необходимо до него довести при передаче товара.

Исходя из этого можно заключить, что на сайте интернет-магазина так или иначе должны присутствовать (п. п. 1, 2 ст. 26.1 Закона РФ № 2300-1, п. п. 3, 8 Правил): описание товара (его основные потребительские свойства, место изготовления, цена и условия приобретения, срок службы, срок годности, гарантийный срок, необходим ли специалист для его подключения); порядок оплаты товара; правила доставки товара; порядок возврата товара; данные продавца (полное фирменное наименование и местонахождения).

Информирование в момент передачи товара должно производиться в письменной форме, то есть должна быть предоставлена информации, которая в принципе сопровождает  товар (основные потребительские свойства, состав – для продуктов питания, правила эффективного и безопасного использования и пр.) (п. 9 Правил). Она может быть размещена на товаре, на таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации или иным способом, предусмотренным законодательством (п. 11 Правил).

Кроме того, в письменном виде покупателю нужно предоставить информацию о порядке возврата товара. Она должна содержать: адрес продавца, по которому осуществляется возврат товара; режим работы; срок, в течение которого товар может быть возвращен; предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора; срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.

Публичная оферта на сайте Описание товара на сайте интернет-магазина и указание его цены вкупе с кнопкой «заказать» или «добавить в корзину» – это уже публичная оферта заключить договор купли-продажи, и покупателю достаточно лишь акцептовать его. Но многие организации размещают на сайте интернет-магазина отдельный текст публичной оферты (ст. 435, п. 2 ст. 437 ГК РФ, п. 12 Правил).

Так, согласно Правилам, договор считается заключенным с момента (п. 20 Правил): либо выдачи покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату; либо получения сообщения о намерении покупателя приобрести товар. Такое сообщение должно содержать (п. 14 Правил): полное фирменное наименование и адрес продавца; фамилию, имя, отчество покупателя или указанного им получателя, адрес доставки; сведения о товаре (наименование, артикул, марку, разновидность, количество предметов, входящих в комплект, цену) и об услуге (вид, время исполнения, стоимость) – в случае ее предоставления; обязательства покупателя. На практике это сообщение передается покупателем при формировании заказа посредством ввода информации в специальные экранные формы сайта интернет-магазина. В тексте публичной оферты, размещенном отдельно, как раз можно прописать, что именно оформление заказа считается моментом заключения договора. В любом случае обязательство продавца по передаче товара и иные связанные с ней обязательства, возникают именно с момента получения им сообщения покупателя о намерении заключить договор (п. 18 Правил).

Способы оплаты в интернет магазинах

В способах оплаты, которые можно предусмотреть, интернет-продавец не ограничен. Это может быть полный набор: наличными деньгами; наложенным платежом по почте; расчетными банковскими картами; электронными деньгами.

Наличные используются при доставке товара курьером. Наложенный платеж – при доставке товаров по почте. При этом, оплачивая товар на почте, покупатель может внести наличные, но продавец получит свои дненежные средства от почты уже безналичным путем. Для того чтобы принимать оплату банковскими картами, продавцу необходим собственный счет в системе электронных платежей (например, Visa, MasterCard), открытый банком по договору интернет-эквайринга. На него покупатель сможет перечислить деньги со своей банковской карты при помощи терминала на сайте интернет-магазина или на основании распоряжения, выданного своему банку. Банк по договору эквайринга выпиской сообщит о поступивших суммах и перечислит деньги на счет продавца за вычетом комиссии. Для того, чтобы принимать оплату «электронными деньгами», нужно заключить договор с гарантийным агентством (оператором), которое представляет одну из платежных систем Интернета (например, WebMoney, Яндекс.Деньги, PayCash). Тогда покупатель, но только физлицо, зарегистрированный в такой платежной системе и внесший деньги в свой «электронный кошелек» (наличными через терминал, банк, при помощи специальных карт и пр.), сможет перевести эти деньги в оплату товара в «электронный кошелек» продавца.

Использовать электронный кошелек при расчетах с организациями или другими индивидуальными предпринимателями запрещено. За этим следит оператор. Обратите внимание незаконная продажа запрещенных или ограниченных товаров – это отдельный состав административного правонарушения, за которое предусмотрен штраф (письмо Роспотребнадзора от 12.10.2007 № 0100/10281-07-32.

Так же, как и банк по договору эквайринга, гарантийное агентство сообщит о поступлении денег в «электронный кошелек» выпиской и перечислит их на расчетный счет продавца, за вычетом комиссии. Вместо подключения к различным платежным системам и заключения большого количества договоров продавец может заключить один договор с платежным агрегатором (PayOnline, Robokassa, Яндекс.Касса, PayU, PayAnyWay, Assist) и через него принимать платежи на сайте множеством способов. Такой агрегатор проделывает всю необходимую юридическую и техническую работу с платежными системами самостоятельно. Он может сам являться небанковской кредитной организацией, иметь лицензию на ведение банковских операций и быть оператором по переводу денег самостоятельно. В этом случае с ним заключается договор на осуществление переводов без открытия счетов и информационно-технологическое взаимодействие.

Либо, не будучи вправе осуществлять переводы, агрегатор может привлекать банк, который и учитывает (хранит) деньги клиентов и делает переводы и выплаты. Сам агрегатор при этом доступа к клиентским деньгам не имеет, а лишь интегрирует платежную страницу на сайт и передает данные карт покупателей банку для обработки платежа. В этом случае с ним заключается договор только на информационно-технические услуги. В любом случае никакого специального расчетного счета в расчетном банке или небанковской кредитной организации продавцу открывать не нужно.

Выплаты по платежам на сайте, произведенным с помощью всех платежных инструментов, поступают на обычный расчетный счет продавца в банке в сроки, которые определены договором с агрегатором. Информацию обо всех поступивших платежах и их суммах, как правило, можно посмотреть в личном кабинете (такой сервис предлагают большинство агрегаторов). Кроме того, для проведения сверки предусмотрена отправка агрегатором в срок, установленный договором, реестра платежей за определенный период времени. А по итогам месяца (отчетного периода) агрегатор оформляет акт оказанных услуг (отчет), в котором должен как минимум указать общую сумму переводов, а также размер своего вознаграждения.

Способы доставки в интернет магазинах

Для интернет-торговли доставка – это услуга, которую продавец обязан предложить покупателю. Причем Правила обязывают продавца предлагать почтовую доставку или перевозку с указанием используемого способа доставки и вида транспорта. Однако в Законе «О защите прав потребителей» (Закон № 2300-1) такого требования нет. Поэтому продажи через интернет-магазин на условиях «самовывоза» тоже допустимы. Предусмотреть возможность «самовывоза» целесообразно и для того, чтобы не потерять клиентов, которые не хотят платить за доставку. Выполнять дополнительные работы (оказывать услуги) за плату без согласия покупателя продавец не вправе. Покупатель может отказаться от их оплаты, а если они оплачены – потребовать возврата денег (п. 7 Правил).

Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору и всей представленной информации при заключении договора и при передаче товара. Если в договоре условий о качестве товара нет, передать нужно товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Передать товар покупателю продавец обязан в порядке и в сроки, которые установлены в договоре – в Правилах доставки, размещенных на сайте (п. 23 Правил). Если там срок доставки товара не определен и возможность его определения отсутствует, то товар должен быть передан покупателю в разумный срок. Если все разумные сроки истекли – доставку нужно осуществить в семидневный срок со дня предъявления покупателем соответствующего требования (п. 23 Правил). Если товар оплачен безналичным путем, необходимо оформить накладную или акт приемки-сдачи товара (п. 20 Правил). Можно использовать унифицированную форму ТОРГ-12 (утв. постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132). Если доставку производит специализированная организация – оформляются транспортная накладная № 1-Т (утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78) и акт о выполнении работ. При расчете наличными или банковской картой необходим кассовый чек. С момента доставки товара (по указанному адресу или месту жительства покупателя, если место доставки не определено) договор розничной купли-продажи, заключенный через Интернет, считается исполненным (п. 3 ст. 497 ГК РФ, п. 22 Правил). Возврат товара в интернет магазин Покупатель вправе передумать и отменить свой заказ без объяснения причин в любой момент до передачи товара (п. 4 ст. 26.1 Закона № 2300-1, п. 21 Правил).

После передачи товара отказаться от него он может только в течение 7 дней. А если порядок возврата товара не был доведен до покупателя в письменном виде при передаче товара, этот срок увеличится до 3 месяцев.

Отказаться покупатель может как от некачественного, так и от качественного товара (если сохранен товарный вид и потребительские свойства) (п. 21 Правил).

Обратите внимание сообщение о намерении приобрести товар требует от покупателя предоставления конфиденциальной информации. Поэтому на продавца возлагается обязанность по защите персональных данных покупателя в соответствии с законодательством РФ в этой сфере (п. 16 Правил). Вернуть деньги покупателю, отказавшемуся от товара, за исключением расходов на доставку от покупателя, продавец должен не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем требования о возврате. Сделать это можно как наличными, так и путем перечисления на банковский счет покупателя или почтовым переводом (п. 34 Правил).

Но следует помнить, что расходы на возврат суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, несет продавец. Если покупателю был передан товар с нарушением количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки, известить продавца о таких нарушениях покупатель вправе не позднее 20 дней после получения товара (п. 27 Правил). А предъявить по ним требования (заменить, уменьшить цену, устранить и т. д.) может (п. 27, 28 Правил): в пределах 2 лет со дня передачи товара, в отношении которого гарантийные срок и сроки годности не установлены; в течение гарантийного срока или срока годности. Факт возврата товара надлежащего качества необходимо оформить накладной или актом о его возврате (п. 33 Правил).

В документе должны быть указаны: полное фирменное наименование (наименование) продавца; фамилия, имя, отчество покупателя; наименование товара; даты заключения договора и передачи товара; сумма, подлежащая возврату; подписи продавца и покупателя (представителя покупателя).

Если же продавец отказывается или уклоняется от оформления таких документов, то покупатель все равно сохраняет право требовать возврата товара и (или) суммы, уплаченной при его приобретении.

16+