Как не стать жертвой мошенников при дистанционной продаже товаров
Современные электронные и виртуальные технологии привели к стремительному развитию такого вида торговой деятельности, как торговля через Интернет. Интернет – магазины дают возможность для своих покупателей, не выходя из дома купить тот или иной товар, просто зайти на сайт и оформить заказ. Это экономит время и силы. Чаще всего через интернет заказывают одежду, обувь, аксессуары, мелкую бытовую технику, и все по ценам, ниже рыночных.
Но многие покупатели, не знающие, как правильно совершать подобные покупки и выбирать интернет-магазины, сталкиваются с мошенничеством.
Особенности правового регулирования договора купли-продажи дистанционным способом закреплены в ст. 497 ГК РФ и ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612.
Согласно п. 20 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 №612 (далее-правила) договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Данный вопрос очень важен, так как проблемы начинаются именно после этапа оплаты товара.
Ни в коем случае не указывайте на сайте номера и коды ваших кредитных карт и электронных кошельков, если не хотите, чтобы с них без вашего ведома начали списывать деньги. Проводить оплату за товар на электронные кошельки тоже не стоит, так как ваши деньги могут уйти безвозвратно. Самый оптимальный вариант — оплата через банк. Он не дает 100% гарантии, но у вас на руках останется квитанция об оплате, а это уже что-то.
Если интернет-магазин работает с юридическими лицами и предоставляет всю документацию (договор, счета и т.д.), то это огромный плюс к его репутации.
Предоплата — еще один интересный момент. Солидные интернет-магазины всегда предлагают несколько способов оплаты на выбор покупателя: наложенным платежом, оплата курьеру, получение товара в офисе и оплата по факту и т.п. Если сайт просит полную или частичную предоплату — не стоит связываться с ним.
Не стоит покупать товар по ценам, если они существенно ниже рыночных. Это лишь приманка. Качественный товар не будет стоить дешево, и продавцы никогда не станут работать себе в убыток. Следовательно, с товаром что-то не так.
В соответствии с п.2 ст.26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” (далее- Закон) продавец до заключения договора розничной купли-продажи должен предоставить покупателю следующую информацию:
- адрес (место нахождения) продавца;
- основные потребительские свойства товара;
- место изготовления товара;
- полное фирменное наименование (наименование) продавца;
- цену и условия приобретения товара, информацию о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;
- о порядке оплаты товара;
- о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Согласно п.9 Правил, продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров – на русском языке):
- наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
- сведения об основных потребительских свойствах товара, а в отношении продуктов питания – сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
- цена в рублях и условия приобретения товара;
- сведения о гарантийном сроке, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
- сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
- место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара – наименование страны происхождения товара;
- сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- сведения о правилах продажи товаров;
- информация об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно п.4 Закона, потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней. Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Исключение составляют товары с индивидуально-определенными свойствами, если они могут быть использованы исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Каждый серьезный интернет-магазин на своем сайте поэтапно описывает процедуру возврата товара, проведение замены, экспертизы, а также имеет образцы заявлений для отправки товара на ремонт или обмен. К товару прилагаются все документы: гарантийные талоны, комплектация, инструкция и т.п.
Если на сайте отсутствует эта информация, или прямо указано на то, что товар по каким-либо причинам не подлежит возврату или замене, то не стоит делать на нем покупки.
Продавец обязан довести до сведения потребителя следующую информацию о порядке и сроке возврата товара:
- адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара;
- режим работы продавца;
- предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора;
- срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.
Согласно п.33 Правил, при возврате покупателем товара надлежащего качества составляются накладная или акт о возврате товара, в которых указываются:
- полное фирменное наименование (наименование) продавца;
- фамилия, имя, отчество покупателя;
- наименование товара;
- даты заключения договора и передачи товара;
- сумма, подлежащая возврату;
- подписи продавца и покупателя (представителя покупателя).
Отказ или уклонение продавца от составления накладной или акта не лишают покупателя права требовать возврата товара и (или) возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором.
Если магазин не выходит на связь, телефоны молчат, а по юридическому адресу вам сообщают, что фирма не существует — сразу обращайтесь в полицию с заявлением о мошенничестве.
В случае, если Вы стали жертвой мошенников при дистанционной продаже товаров, за защитой своих нарушенных прав Вы вправе обратиться в судебном порядке.