Приобретение сезонных товаров
При приобретении таких товаров как кожаные куртки, пуховики, обувь, изделия из меха следует знать, что они относятся к сезонным товарам.
Согласно п. 2 ст.19 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
Для сезонных товаров сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.
При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.
Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара.
Для исчисления гарантийных сроков сезонных товаров, а также сроков их службы на территории Забайкальского края исходя из климатических условий места нахождения потребителей определяются следующие сроки наступления сезонов:
для Каларского и Тунгиро-Олёкминского районов:
- зимний сезон – с 13 октября;
- весенний сезон – с 22 апреля;
- летний сезон – с 28 мая;
- осенний сезон – с 27 августа;
для Тунгокоченского района:
- зимний сезон – с 22 октября;
- весенний сезон – с 22 апреля;
- летний сезон – с 28 мая;
- осенний сезон – с 27 августа;
для Могочинского района:
- зимний сезон – с 13 октября;
- весенний сезон – с 22 апреля;
- летний сезон – с 20 мая;
- осенний сезон – с 27 августа;
для Петровск-Забайкальского и Хилокского районов:
- зимний сезон – с 22 октября;
- весенний сезон – с 13 апреля;
- летний сезон – с 20 мая;
- осенний сезон – с 27 августа;
для Забайкальского, Карымского, Краснокаменского, Нерчинского, Ононского, Оловяннинского и Шилкинского районов:
- зимний сезон – с 22 октября;
- весенний сезон – с 13 апреля;
- летний сезон – с 14 мая;
- осенний сезон – с 5 сентября;
для остальных районов Забайкальского края:
- зимний сезон – с 22 октября;
- весенний сезон – с 13 апреля;
- летний сезон – с 20 мая;
- осенний сезон – с 5 сентября.
Гарантийный срок устанавливает изготовитель товара либо продавец, а если не установил, – гарантийный срок может действовать в пределах соответствующего сезона, например если вы купили зимние сапоги, и гарантийный срок не установлен, то он действует в течение 5 месяцев. Также продавец может установить дополнительный гарантийный срок на товар, но, ни в коем случае не уменьшить гарантийный срок, установленный изготовителем. Главное не забывайте сохранить кассовый или товарный чек и при покупке узнать, на какой срок распространяется гарантия.
Покупатель в случае обнаружения в товаре существенных недостатков, не оговоренных при продаже, вправе по своему выбору потребовать либо возврата уплаченной за некачественный товар суммы, либо соразмерного уменьшения его стоимости, либо его замены на аналогичный товар или товар другой марки, модели с соответствующим перерасчетом цены, либо потребитель может согласиться на безвозмездное устранение выявленного дефекта (ремонт).
Случается, что продавец предоставляет покупателю недостоверную информацию о потребительских свойствах товара, что не позволяет сделать правильный выбор. Например, потребитель выбирает зимнюю кожаную куртку. На ценнике указано, что она изготовлена из натуральной кожи и меха, установлена соответствующая цена. Продавец уверяет, что зима в такой вещи не страшна. Однако в первый же морозный день обновка так, скажем «задубела». При внимательном ознакомлении с информацией на самом изделии или после визита к эксперту покупатель узнает, что приобрел кожзаменитель.
Предлагаемые для продажи товары должны быть сгруппированы в торговом зале раздельно, например если это обувь, то по сезонам: зимняя, летняя, демисезонная; детская, спортивная обувь модельная; обувь домашняя и т.д.
С учетом особенностей торговли в торговом зале могут быть выставлены образцы предлагаемых к продаже товаров, по которым покупателю предоставляется возможность выбора и покупки необходимого ему товара. Например, пуховики для мужчин, женщин и детей должны размещаться в торговом зале отдельно.
А как быть, если сезонный товар просто не подошел по форме, цвету, размеру, фасону, расцветке?
В этом случае потребитель вправе обменять товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен в течение 14 дней, не считая дня покупки. Следует знать, что обмен проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки и т.д. В случае если у продавца аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, то потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в течение 3х дней.
Внимание! Не все сезонные товары надлежащего качества можно обменять, к примеру, изделия из меха в соответствии с постановлением правительством РФ №55от 19.01.1998г входят в перечень товаров надлежащего качества не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Не забывайте при приобретении таких сезонных товаров как меховые изделия требовать у продавца для ознакомления сертификат качества.
При обнаружении дефекта в товаре посетите магазин и покажите бракованный товар администратору. Если решить вопрос мирным путем не удалось, но вы уверены в своей правоте, составляйте претензию. В случае отказа продавца (ООО, ИП и т.д.) выполнить указанное Вами в претензии требование в отношении приобретённого товара с недостатками, можно смело обращаться в суд.
Помните! не нужно стесняться лишний раз задать вопрос продавцу или проверить покупаемый товар. Это ваше право при покупке товара, установленное действующим законодательством. Если вы видите, что продавец не может грамотно ответить на ваши вопросы, а главное подтвердить свои ответы – лучше пойти в другое место.
Удачных Вам покупок!