Памятка для потребителя (покупателя) при покупке товаров по предварительным заказам
Законодательство и отраслевые нормативные акты не регулируют порядок оказания услуг, связанных с предварительным заказом, поэтому каждая торговая организация сама устанавливает такой порядок.
Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров» потребителю должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров по предварительным заказам.
Если торговая организация специализируется на продаже книг, брошюр, календарей (других видах непериодических изданий) и если такая форма торговли, как предварительный заказ, применяется в ней, она обязана довести до сведения покупателей соответствующий порядок оформления заказа (п. 125 Правил продажи отдельных видов товаров).
Условия продажи товаров по предварительным заказам отличаются у разных компаний в зависимости от вида продаваемого товара, местонахождения организации, объема заказа, наличия товара в организации, способа заказа товара (по телефону или иным способом).
Выделим некоторые общие характерные черты:
- осуществить предварительный заказ может юридическое или физическое лицо;
- услуга по формированию заказа оказывается, как правило, бесплатно;
- при предварительном заказе могут быть доступны все скидки и способы оплаты.
Покупатель может заказать товар, который:
- имеется в наличии;
- отсутствует у продавца, но имеется на складе торговой организации;
- отсутствует в торговой организации (последняя заказывает его у другой компании);
- является новинкой и через некоторое время (неделю, месяц) появится у продавца.
В каждом из указанных случаев заказ товара и его исполнение имеют свои особенности. Предварительный заказ может осуществляться покупателем следующими способами:
- у продавца. При этом заказчик заполняет бумажный вариант формы заказа;
- через интернет-сайт, когда заказчик заполняет электронную форму заказа;
- посредством электронной почты или через ICQ. В этом случае заказчик отправляет заявку с перечнем выбранных товаров и своей контактной информацией;
- по телефону. Данный способ применяется, когда возникают трудности с заполнением формы заказа, а также по желанию заказчика. В этом случае покупатель имеет возможность проконсультироваться с менеджером по характеристикам товара, его наличию и срокам исполнения заявки.
Также существует Служба заказов. Для работы с предварительными заказами у продавца действует специальный отдел, например, стол заказов (пункт обслуживания клиентов, служба заказов и доставки товаров). В таком отделе осуществляются:
- общение с заказчиком;
- помощь и консультирование при формировании заказа;
- прием предварительных заказов различными способами;
- подбор товаров, перечисленных в заказе;
- документальное оформление заказа.
Достоинства и недостатки
Как и все виды торговли, продажа товаров по предварительным заказам имеет положительные и отрицательные стороны.
Плюсами предварительного заказа товара для покупателя являются:
- сокращение времени на покупку;
- получение товара в удобное время (в том числе доставка на дом);
- заказ товара, которого в настоящее время нет у продавца (на складе торговой организации), который еще не появился в продаже.
Минусом такого заказа для покупателя является возникновение риска приобретения некачественного товара (например, при покупке продуктов питания).
На продажу товаров по предварительным заказам распространяется общее правило, предусмотренное п. 2 ст.10 Закона
- наименование товара;
- место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
- сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
- сведения об основных потребительских свойствах товара;
- сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
- гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
- срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
- цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита – размера кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).
Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.