Сертификат дополнительного сервиса
Для начала данной статьи разъясним, как следует понимать понятие сертификат. Это документ, который может подтверждать право его владельца на получение какой-либо услуги от организации, которая его выдала; документ, подтверждающий определённый факт (например, сертификат мореходности судна, медицинский сертификат о прививках); документ, подтверждающий соответствие изделия, товара определённым требованиям.
Сертификат дополнительного сервиса позволяет его владельцу получить услугу по техническому обслуживанию и ремонту бытовой техники или электроники по истечении гарантийного срока, установленного предприятием-изготовителем. В современных торговых отношениях между потребителями и продавцами оформить такой документ предлагают крупные магазины бытовой техники и электроники.
В момент покупки выше указанной техники, как и любого другого товара, потребитель заключает с магазином договор купли-продажи.
Потребителям следует иметь в виду, что бывают ситуации, когда продавцы не просто предлагают, но практически ставят в зависимость приобретение основного товара от приобретения такого сертификата. Последний в свою очередь будет являться дополнительным товаром. При этом такие услуги продавцов далеко не всегда бывают законными.
Так п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ содержит положения о свободе заключения договора, т.е. граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Это означает, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятыми обязательствами. Кроме того, п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещает обусловливать приобретение одних товаров (например, телевизора) обязательным приобретением иных товаров (сертификата дополнительного сервиса). Убытки, причинённые потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров, возмещаются продавцом в полном объёме. Продавец не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ, услуг, а если они оплачены, потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.
Кроме того, если всё-таки гражданин приобрёл в дополнение к своей покупке такой сертификат, некоторые его условия могут ввести потребителя в заблуждение относительно своих прав. Приведём пример.
Между магазином бытовой техники и потребителем был заключён договор купли-продажи телевизора. Вместе с товаром покупателем приобретён сертификат дополнительных услуг с целью обслуживания товара после истечения гарантийного срока.
Условиями сертификата установлено, что его владелец в течение установленного срока – трёх лет со дня выдачи сертификата – имеет право на дополнительные услуги: получение консультаций, диагностику, профилактику, чистку, ремонт или обмен товара. Установленный изготовителем гарантийный срок на телевизор составляет 12 месяцев. Следовательно, потребитель, приобретая сертификат, оплатил услуги по ремонту телевизора в течение первого года, бесплатное облуживание которого гарантировано изготовителем.
В сертификате был указан ряд условий, детальный анализ которых при обращении потребителей выявил их противоречие с положениями Закона РФ «О защите прав потребителей» по следующим основаниям:
Во-первых, положения сертификата о начале срока его действия.
В условиях указано, что дополнительное обслуживание начинает действовать с момента приобретения товара покупателем. Положения сертификата о ремонте или обмене товара не подменяет гарантийных обязательств изготовителя или продавца, и применяются после истечения гарантийного срока на товар. Следовательно, срок действия сертификата на проведение ремонта или замены товара продолжается не три года, как указано, а два года, тем самым потребитель вводится в заблуждение относительно срока действия сертификата.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» срок действия сертификата в отношении ремонта или обмена товара должен начинаться после истечения гарантийного срока, установленного изготовителем.
Во-вторых, по условиям сертификата конкретный вид услуг по профилактике и диагностике определяет сервисный центр.
В сертификате конкретные виды услуг не определены. Следовательно, потребитель введён в заблуждение относительно потребительских свойств предоставляемых дополнительных услуг, а именно: объёма, характера, содержания обслуживания товара.
Таким образом, указанными условиями сертификата потребитель вводится в заблуждение относительно предоставляемых услуг, а именно, их объёма, характера, содержания и сроков гарантийного обслуживания товара.
Кроме того, в соответствие со ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты, признаются недействительными.
Если Вы всё же решили приобрести названный документ, следует внимательно ознакомиться с его содержанием, обратить внимание на период его действия по отношению к гарантийным обязательствам изготовителя, а также на объём и характер обслуживания.