Защита прав потребителей
Header
Определение соответствия проектной и иной документации
Header
Установление соответствия требованиям санитарного законодательства
Header
Определение наличия и степени вредного воздействия факторов среды обитания
Header
Установление степени риска для здоровья человека от факторов среды обитания
Header
Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз
Header
Проведение лабораторных исследований
Header
Консультационные услуги
Header
Исследование клеща
Header

Лицензирование Управляющих Компаний – гарантия качества услуг ЖКХ?

К сожалению, многие граждане сталкивались с определенными трудностями в решении вопросов, касающихся сферы жилищно-коммунального хозяйства, это и неразбериха в коммунальных платежах,  и некомпетентность  руководителей и специалистов  управляющих компаний, и невозможность жильцов  получить ответы на  многие интересующие их вопросы по содержанию дома и территории. Поэтому хотелось бы, остановится на таком вопросе как  лицензирования в сфере ЖКХ. Прежде всего, лицензирование в данной сфере призвано гарантировать качество услуг управляющих компаний, занимающихся на профессиональной основе управлением многоквартирными домами.

Не секрет, что выбор форм контроля над компаниями, которые занимаются эксплуатацией жилых домов, нередко вызывал многочисленные споры. Вначале рассматривали вариант саморегулирования, но затем власти и эксперты сошлись во мнении, что потребители коммунального рынка не готовы к этому. В результате законодатели сделали выбор в пользу лицензирования, в связи с этим вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон) предусматривающий ужесточение требований к организациям, которые занимаются управлением многоквартирных домов. В соответствии  с законом, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии,  выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Необходимо отметить, что лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории того субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана, а так же не подлежит передаче третьим лицам.

Главной причиной в отказе получения лицензии, является отсутствие квалификационного аттестата. Такой документ будет выдаваться руководителям и некоторым руководящим должностным лицам управляющих компаний после сдачи соответствующего экзамена. Экзамен принимается квалификационной комиссией, действующей при органе государственного жилищного надзора субъекта федерации. В случае успешного прохождения экзаменационных испытаний выдается квалификационный аттестат, срок действия которого составляет 5 лет.

Согласно новым требованиям Жилищного Кодекса, внесенных законом,  сфера управления многоквартирными домами стала максимально доступной, для потребителя, управляющие компании должны обеспечить полное и достоверное раскрытие детальной информации о выполнении своей работы.

Каждая управляющая организация обязана раскрывать не только общую информацию о своей компании, но и сведения:

  •  о лицензии на осуществление деятельности;
  • об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности;
  • о привлечении данных структур к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами.

Для получения лицензии  ее соискатель, лицензиат должен зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Закон так же предусматривает отказ в выдаче лицензии,  порядок аннулирования лицензии и прекращения ее действия. Так, законом предусмотрено, что при наличии, у организации или у должностного лица в течение календарного года двух или более административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органами государственного жилищного надзора, в отношении многоквартирного дома, сведения о  доме могут быть исключены из реестра лицензий субъекта РФ.

Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации подразумевает прекращение деятельности по управлению таким домом.

Однако, наряду с этим, законодатель наделил собственников помещений в многоквартирных домах исключительными полномочиями по «спасению деятельности управляющей организации».

Так, согласно  Жилищному Кодексу, собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления организацией деятельности по управлению многоквартирным домом. Принять такое решение они могут, в течение двух месяцев со дня их надлежащего информирования о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

В то же время, не остается без внимания тот момент, когда потребители не хотят продолжать отношения по управлению многоквартирным домом с управляющей компанией,  чей дом исключен из реестра лицензий.

В таком случае, орган местного самоуправления в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании, созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.

Если решение общего собрания собственников помещений о выборе способа управления таким домом не принято, либо общее собрание не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.

Когда открытый конкурс по отбору управляющей организации признан не состоявшимся, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса.

Таким образом, когда общая площадь помещений, исключенных из реестра многоквартирных домов, достигнет 15% и более от общей площади помещений в домах, которыми компания управляла в течение календарного года, орган государственного жилищного надзора сможет обратиться в суд с требованием аннулировать лицензию. Если управляющая компания будет осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом без лицензии, предусмотрены  штрафы. Так, например, осуществление деятельности без лицензии будет наказываться штрафом в размере – для должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для индивидуальных предпринимателей – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, и для юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Кроме того, административное наказание может быть применено и в отношении членов лицензионной комиссии. Так, необоснованное принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии членами лицензионной комиссии влечет наложение штрафа для должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

С вступлением в законную силу изменений в Жилищный Кодекс потребитель может получить информацию о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, в следующих реестрах:

  • реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
  • сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • реестр дисквалифицированных лиц.

К сожалению, в настоящее время большинство из данных реестров все еще находятся в процессе разработки.

Сведения, содержащиеся в реестрах должны быть  открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте соответственно органа государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.

В заключении можно сделать вывод, что главное назначение поправок,  внесенных в Жилищный Кодекс, заключается в улучшении качества услуг предоставляемых управляющими организациями многоквартирных домов. Но пока сложно сказать, что нововведения однозначно повысят это качество.

Несомненно, это значительно усложняет жизнь тем организациям, которые постоянно собирали бесконечное множество нарушений и штрафов, не замечая или оплачивая их за счет собственников помещений.

16+