Защита прав потребителей
Header
Определение соответствия проектной и иной документации
Header
Установление соответствия требованиям санитарного законодательства
Header
Определение наличия и степени вредного воздействия факторов среды обитания
Header
Установление степени риска для здоровья человека от факторов среды обитания
Header
Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз
Header
Проведение лабораторных исследований
Header
Консультационные услуги
Header
Исследование клеща
Header

Забота о здоровье детей. Школьная гигиена

27 ноября, 2024 | Размещено admin в Общее

Вклад Николая Александровича Семашко в здравоохранение и медицину ярко отражает истинное понимание проблем общественного здоровья, профилактической направленности.

«Профилактику надо понимать не узко как ведомственную задачу органов здравоохранения, а широко и глубоко, как заботу Советского государства об укреплении здоровья советского народа», – говорил Н.А. Семашко.

После Октябрьской революции, когда был провозглашен приоритет профилактической медицины, поставили вопрос об организации повсеместного контроля за здоровьем детей и подростков, условиями их жизни.

Декретом СНК от 19 ноября 1917 года «Об учреждении государственной комиссии по просвещению» был организован отдел школьной медицины и гигиены.

При Комиссариате народного просвещения возник Главный школьно-санитарный совет, представлявших собой постоянный рабочий орган, руководящий всеми делами охраны здоровья детей. Исполнительным органом совета являлся школьно-санитарный отдел, состоящий из школьно-гигиенического музея, школьно-гигиенической лаборатории, специальной библиотеки.

Став народным комиссаром здравоохранения, Н.А. Семашко уделял внимание проблемам педагогики, физической культуры, полового воспитания детей, подготовки детских врачей, гигиеническому воспитанию в школе, санитарному просвещению молодежи. В учебные программы общеобразовательных школ и школ фабрично-заводского ученичества вводилось изучение вопросов гигиены.

На школьно-санитарный отдел Комиссариата возлагались многочисленные обязанности:

  • сбор и публикации статистических сведений о «школьных болезнях», несчастных случаях среди учащихся, о санитарном состоянии учебных заведений;
  • руководство деятельностью школьно-гигиенической лаборатории, музея;
  • организация курсов для подготовки школьных врачей, учителей для обучения детей с особенностями развития;
  • создание журнала по вопросам школьной гигиены.

Соответствующие советы и отделы стали организовываться в губернских городах, крупных уездных центрах.

В 1932 году Наркомздрав и Народный комиссариат просвещения разработали детальный план школьных занятий, включающий рекомендацию по распределению учебной нагрузки и соблюдению оптимального режима дня. Спустя 3 года продолжительность учебных занятий в школе в течение учебного дня и недели утверждена на законодательном уровне.

По решению школьно-санитарного отдела стали создаваться школьные амбулатории для обследования ребенка перед школой; оздоровительные площадки и лесные школы для детей с ослабленным здоровьем. Был поставлен вопрос об организации кафедр школьной гигиены и педагогики на медицинских факультетах.

В 20-е годы ХХ века в связи с резким ростом детской беспризорности, возникшей в результате Гражданской войны, создана Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК. С 1926 по 1936 годы Н.А. Семашко руководил детской комиссией.

Детская комиссия при ВЦИК решала следующие задачи:

  • издание постановлений по охране жизни и здоровья детей;
  • введение мер по борьбе с беспризорностью;
  • организация сбора продовольствия и вещей для детей;
  • оказание помощи в организации детских учреждений (интернатов, приемно-распределительных пунктов).

На основании Постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 ноября 1944 года № 805 на базе лаборатории школьной гигиены Научно-исследовательского института теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР был организован Научно-исследовательский институт школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР, который изучал все стороны жизни ребенка. Школьная гигиена тесно связана с педагогикой и имеет своей целью воспитать здоровое молодое поколение.

Становление Института проходило под руководством первого наркома здравоохранения Н.А. Семашко с целью научного обеспечения охраны здоровья детей, гигиенических исследований в общеобразовательных школах, детских домах, детских садах, специализированных и внешкольных учреждениях в послевоенное время.

Николай Александрович руководил теоретической разработкой вопросов режима труда и отдыха школьников, гигиенического воспитания, санитарно-гигиенического содержания школьных помещений и санитарных требований к строительству детских учреждений.

Коллектив НИИ школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР, 1946 год. (Н.А. Семашко в первом ряду 4-й слева)

В 1944 году Н.А. Семашко избран действующим членом Академии медицинских наук, а в 1945 году – Академии педагогических наук РСФСР, став таким образом, членом сразу двух академий.

Проведение в памятные дни мероприятий, посвященных Николаю Александровичу Семашко – не только дань памяти и уважения этому человеку, оно имеет важное воспитательное значение для современного поколения медицинских специалистов.

Библиография

  1. История санитарного просвещения России. Монография/ Под общ. ред. д-ра мед наук, профессора, академика РАН Г.Г. Онищенко, д-ра мед.наук, профессора А.Ю. Поповой.-СПб.: Наукоемкие технологии, 2023. — 546 с.: ил.
  2. Материалы выставочной экспозиции, архивные данные ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора.
  3. Семашко Н.А. Прожитое и пережитое. — «Политиздат», 1960. — 120 с.
  4. Хабриев Р.У., Егорышева И.В., Шерстнева Е.В. Николай Александрович Семашко – первый народный комиссар здравоохранения России. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018; 26(3): 164-168.
  5. Трефилова О.А. Вклад Н.А. Семашко в развитие детского здравоохранения. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко.2014; 1. — 195-197 с.
  6. Мирский М.Б. «Н.А. Семашко» (К 120-летию со дня рождения). Гигиена и санитария. М. «Медицина». 1995. — 52 с.
  7. Кардашенко В.Н. К истории школьно-санитарного надзора в России первой половины ХХ века (посвящается 75-летию 1-го всероссийского съезда врачей по школьной санитарии). Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела.1994. — 40-43 с.

16+