ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА ТОВАРОВ В 2020 ГОДУ
Смысл в маркировке и как работает этот процесс в 2020 году
Маркировка товара нужна для отслеживания государством движения товара от производителя или импортера до каждого покупателя. Предполагается, что с помощью маркировки решатся следующие проблемы:
- c рынка уйдет контрафактная продукция;
- перестанут существовать производители, укрывающиеся реальные доходы;
- покупатель начнет получать достоверную информацию о своем приобретении.
Товар маркируется на этапе производства или при импорте с помощью нанесения метки с уникальным цифровым кодом. Далее каждое перемещение фиксируется в специальной информационной системе.
Как только товар доходит до конечного покупателя или списывается в результате порчи (хищения), в систему поступает информация об изъятии из оборота.
В итоге контролирующие органы по коду могут в любой момент установить где находится определенная товарная единица, а покупатель, считав код при помощи мобильного приложения, быстро установит откуда товар и легально ли попадет в руки будущего владельца.
Единая цифровая система, которую мы упомянули, называется «Честный знак». Именно в ней существуют отдельные подсистемы, где ведется отслеживание по группам кодируемой продукции.
Каждая организация, участвующая в производстве, купле-продаже, импорте, экспорте маркируемых товарных единиц обязана зарегистрироваться в этой системе.
В свою очередь, «Честный знак» будет интегрироваться с информационными системами Россельхознадзора, Росаккредитации, Роскачества, ФНС России и пр.
А покупатель узнает о своем товаре, скачав мобильное приложение «Честный знак» в App Store и Google Play.
Раньше обязательной маркировке подвергались два вида продукции — алкоголь и меховые изделия. Сведения по алкоголю собираются Единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС) под предводительством Росалкогольрегулирования. Меховые изделия с помощью информационной системы «Маркировка» отслеживают сами налоговики. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р и Постановление Правительства РФ от
28.02.2019 № 224 говорят нам о том, что в 2019 список маркируемых пополняется такой продукцией как:
- духи и туалетная вода;
- шины и покрышки пневматические резиновые;
- вязаные трикотажные женские блузки, блузы и блузоны;
- верхняя одежда;
- белье (постельное, столовое, туаленое, кухонное);
- фотокамеры, фотовспышки.
С 01 марта 2020 года к вышеперечисленной продукции присоединяются обувные изделия.
Исключение составит обувь, которая: продается в магазинах duty free; возвращена розничному продавцу покупателями (при хранении и транспортировке такой обуви); хранится у производителя; произведена в целях вывоза в государства ЕАЭС (временно, пока не введена отдельная маркировка). Также в 2020 году планируется обязать маркировать лекарства, пиво и молоко (сроки пока не обнародованы).
Планы маркирования на будущее
До конца 2021 года в России предлагают ввести систему маркировки коров, лошадей, оленей, коз и овец. Соответствующий законопроект обсуждается в Правительстве России и в ближайшее время будет внесен на рассмотрение Госдумы. Цель — проследить путь мясной продукции от коровы до колбасы на прилавке. К 2024 система мониторинга по задумке должна охватить все возможные товары на российском рынке.
За продажу, перевозку или производство продукции без маркировки предпринимателя оштрафуют на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. руб. Компании грозит санкция от 50 тыс. до 300 тыс. руб. Немаркированную продукцию в любом случае конфискуют (ст. 15.12 КоАП). Если стоимость товаров без маркировки превысит 1,5 млн руб., руководителю или ИП грозит уголовная ответственность.