Данная сфера регулируется следующими нормативно-правовыми актами: Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”, Гражданским кодексом Российской Федерации, Приказом Минтранса РФ N 23 от 11.02.2008 “Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов”
Особенностью договоров транспортной экспедиции довольно часто является необходимость использовать услуги перевозчика. Так, по заявке клиента экспедитор организовывает перевозку груза, при этом в большинстве случаев привлекая к перевозке именно перевозчиков. При этом возникает вполне логичный вопрос, кто несет ответственность за сохранность груза: экспедитор или перевозчик.
В соответствии со статьей 14 Закона «О транспортно-экспедиторской деятельности» экспедитор отвечает перед клиентом за действия и недосмотр третьих лиц, привлеченных им к выполнению договора транспортного экспедирования, в том же порядке, как и за собственные действия. Но определяющим фактором привлечения экспедитора к ответственности являются условия договора транспортного экспедирования. На практике основная часть договоров экспедирования содержит лишь условия о том, что экспедитор обязуется осуществить только организацию перевозки, в частности, от своего имени или от имени клиента оформить с перевозчиком договор перевозки. При этом экспедитор снимает с себя ответственность за повреждение или утрату груза, поскольку не имеет к перевозке никакого отношения, кроме ее организации. В таких случаях ответственность за утрату груза устанавливается в договоре перевозки и возлагается на перевозчика. Но из любого правила есть свои исключения. Так, иногда стороны согласовывают, что за ущерб, причиненный клиенту третьими лицами, которые были привлечены к выполнению договора экспедитором, последний отвечает перед клиентом в размере причиненного вреда. Поэтому в каждом конкретном случае ответственное за утерю груза лицо будет определяться условиями договора как транспортного экспедирования, так и перевозки.
Гражданский кодекс определяет основные положения, касающиеся перевозки, в частности и ответственность перевозчика за порчу или утерю груза. Так, в соответствии со статьей 924 ГК РФ перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. То есть за ущерб, причиненный при перевозке груза, в случае его повреждения отвечает перевозчик.
Также обращаем внимание, что в последнее время большинство перевозчиков пользуются услугами страхования ответственности перевозчика, равно как и не соглашаются сотрудничать с экспедиторами в случае отсутствия у последнего страховки на груз.
Страхование груза осуществляется в интересах грузовладельца, и в случае возмещения страховой суммы последнему страховая компания имеет право требования к перевозчику как виновной стороне. В свою очередь, наличие страховки ответственности перевозчика, риски, связанные с выполнением перевозки, покрываются страховкой. Как мы видим, страхование и груза, и ответственности перевозчика является просто необходимым во избежание возникновения лишних финансовых затрат и убытков.
В случае наступления страхового случая, в частности повреждения или утери груза, для осуществления выплат страховой компанией необходимо доказать факт наступления такого страхового случая. В первую очередь необходимо уведомить о повреждении груза страховую компанию и потребовать направить эксперта страховика для осмотра поврежденного груза, а позже направить в страховую компанию заявление о выплате страхового возмещения. Также желательно зафиксировать факт повреждения груза, в частности сфотографировать поврежденный груз, средства его крепления и упаковку. Кроме того, следовало бы составить акт о недостаче груза, в котором будут зафиксированы все потери.
Для того чтобы получить страховое возмещение, экспедитор, в первую очередь, должен требовать от перевозчика, а перевозчик должен иметь в наличии определенный перечень документов. В частности, обязательно должны иметься товарно-транспортная накладная, налоговая накладная, расходная накладная, в случае составления – акт приема-передачи груза, страховой договор, договор перевозки и договор экспедирования.
Указанный перечень не является исчерпывающим, поскольку перевозка груза может сопровождаться составлением и других документов (спецификация груза, справка ГАИ об участии в ДТП, акт подразделения МЧС – при пожаре, акт осмотра груза экспертом страховика и т. д.).
Обращаем внимание, что одним из наиболее важных документов все же является ТТН. Так, согласно положениям Закона «О транспортно-экспедиторской деятельности» факт предоставления экспедиторских услуг при перевозке грузов подтверждается товарно-транспортной накладной, в которой отражен путь следования груза от пункта его отправления до пункта его назначения.
Также встречаются ситуации, когда груз поврежден еще до перевозки и предлагается для погрузки в транспорт перевозчика в уже поврежденном виде. В таком случае перевозчик в качестве доказательства отсутствия своей вины за повреждение груза должен сделать соответствующую запись в ТТН и уведомить об этом грузоотправителя и экспедитора.
Согласно ст. 797 ГК РФ, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.