Информирование потребителей
«О чём продавец обязан проинформировать потребителя и каким образом должна доводиться до сведения потребителя информация о товаре, его изготовителе и продавце?»
Основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, возникающие между потребителями и продавцами при продаже товаров, является Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Применительно к теме нашей статьи, указанный Закон определяет обязанность продавца предоставлять определённую информацию о своей организации, а в отношении реализуемых товаров и осуществляемых услугах информацию о них и способы такого информирования.
В частности, ст. 9 Закона содержит нормы, обязывающие изготовителя (продавца) довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место её нахождения (адрес) и режим работы. Обычно указанная информация размещается на вывеске. Здесь необходимо отметить то, что если продавец – индивидуальный предприниматель – намерен начать торговую деятельность, он должен зарегистрироваться в уполномоченном органе, поэтому такой продавец должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Кроме того, если вид деятельности, осуществляемой изготовителем (продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, в этом случае до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности продавца, номере лицензии и номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство. Если торговая либо иная деятельность осуществляется вне постоянного места нахождения изготовителя (продавца), выше названная информация должна быть размещена во временном помещении торговли, бытого и иных видов обслуживания, на стэндах, с лотков и т.п.
Далее статьёй 10 Закон определяет обязанность изготовителя (продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Основная информация о товарах (работах, услугах) должна содержать следующее:
- наименование документа (технического регламента) или иное обозначение, подтверждающее соответствие товара обязательным требованиям законодательства РФ о техническом регулировании;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объёме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждён Постановлением Правительством РФ от 23.04.1997 г. «Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний»;
- цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
- информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
- адрес (место нахождения), фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра;
- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинение вреда имуществу потребителя;
- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нём, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
- указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нём устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
В зависимости от вида товаров сведения из данного перечня должны содержаться в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках; размещаться маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация о соответствии товаров требованиям законодательства РФ о техническом регулировании включает в себя сведения о номере документа, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.