Защита прав потребителей
Header
Определение соответствия проектной и иной документации
Header
Установление соответствия требованиям санитарного законодательства
Header
Определение наличия и степени вредного воздействия факторов среды обитания
Header
Установление степени риска для здоровья человека от факторов среды обитания
Header
Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз
Header
Проведение лабораторных исследований
Header
Консультационные услуги
Header
Исследование клеща
Header

Права потребителей медицинских услуг

22 июля, 2015 | Размещено admin в Общее

Медицинские услуги – вид взаимоотношений по предоставлению медицинской помощи, урегулированный соглашением (договором на оказание медицинской услуги).

Для юристов, практикующих в области медицинского права, не вызывает сомнений возмездный характер любых медицинских услуг, оказанных пациенту на официальной основе, а значит, относящихся к разряду потребительских (возмездных) услуг. При этом не имеет значения, кто именно заплатил за оказанную медицинскую помощь: сам пациент либо его родственники, страховая компания, бюджет, спонсор и т.п. Каждый гражданин согласно закону должен получить медицинскую услугу, соответствующую современным требованиям к ее качеству, эффективности и безопасности. Именно для этого в течение всей жизни он платит свои налоги на так называемое “бесплатное” здравоохранение.

Медицинская услуга имеет некоторые специальные свойства: она неосязаемо    неотделима от источника,  непостоянна по качеству,  не  имеет четкой товарной формы и  потребительских свойств.

Любое нарушение установленных обязательств по оказанию медицинской помощи является поводом к привлечению медицинского учреждения к ответственности: возмещению материального ущерба (недостаток медицинской услуги), наложению административных санкций (неправильное использование ресурсов), привлечению виновного медицинского персонала к уголовной (медицинская помощь ненадлежащего качества с причинением вреда здоровью) и дисциплинарной ответственности (неправильное ведение медицинской документации).

К медицинской услуге, имеющей своей целью оказание медицинской помощи пациенту, российским законодательством предъявляется требование полноты осуществления сторонами договора своих обязанностей. Так, пациент должен соответствующим образом информировать персонал медицинского учреждения о состоянии своего здоровья, соблюдать все врачебные предписания и оплачивать медицинские действия согласно действующему в медицинском учреждении порядку. Персонал медицинского учреждения, в свою очередь, обязуется предоставить пациенту медицинскую помощь должного качества и объёма.

Предоставляемая медицинская помощь должна быть оказана:

  1. своевременно;
  2. с использованием всех ресурсов (врачебных, диагностических, лекарственных, финансовых и т. п.);
  3. с полным соблюдением технологии лечения для данного вида заболевания; кроме того, предполагается, что медицинская помощь достигнет желаемого результата в отношении состояния здоровья пациента, не ухудшит его, оставит пациента удовлетворённым предпринятыми действиями медицинского персонала.

Качеством медицинской помощи является  свойство процесса оказания медицинской помощи, характеризующее состояние следующих его существенных признаков:

  1. выбор и выполнение медицинских технологий;
  2. риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и риск возникновения нового патологического процесса;
  3. оптимальность использования ресурсов, направляемых на эти цели;
  4. удовлетворенность потребителей медицинских услуг.

Основные права потребителя при оказании медицинских услуг:

При обращении за медицинской  помощью и ее получении потребитель имеет право на:

  • уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  • обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  • сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
  • информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
  • отказ от медицинского вмешательства;
  • получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
  • допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
  • допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
  • отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных законом.

При отказе от медицинского вмешательства потребителю или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается потребителем либо его законным представителем, а также медицинским работником.

Также  есть  платные  медицинские  услуги  оказываемые  медицинскими  организациями.

Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать:

предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги.

Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством РФ.

При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:

  • назначить новый срок оказания услуги;
  • потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
  • потребовать исполнения услуги другим специалистом;
  • расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом РФ “О защите прав потребителей” или договором.

По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.

 

При обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами;

Более  подробно  можно  ознакомиться  с  правилами  оказания  платных  медицинских  услуг  в  Постановлении  Правительства РФ от  4 октября 2012 г. N 1006 «Об утверждении  правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских  услуг».

Итак, для градации медицинской помощи на помощь надлежащего и соответственно, ненадлежащего качества, необходимо измерить качество отдельных его составляющих:

  1. удовлетворённость пациента (изучение обоснованности/необоснованности его претензий в зависимости от использования медицинским персоналом технологий и ресурсов);
  2. оптимальность использования ресурсов (изучение наличия/отсутствия и использования/неиспользования имеющихся в наличии у персонала медицинского учреждения ресурсов);

3.риск заболевания (факт достижения прогнозируемого изменения состояния здоровья пациента; факт достижения непрогнозируемого результата при соблюдении всех технологий под влиянием атипичности заболевания, исключительных индивидуальных особенностей организма пациента, сопротивлении пациента лечению и проч.).

Вместе с тем, для измерения правильности выполнения врачом медицинских технологий лечения необходимо сравнивать его действия с нормами выполнения такового (стандартами диагностики, лечения и профилактики заболеваний, стандартами реабилитационных действий).

При наличии спора между медицинским учреждением и пациентом о качестве оказанной медицинской помощи для разрешения дела по существу назначается экспертиза качества медицинской помощи,  так  же  пациент  может  обратиться в суд  для  защиты  своих  прав.

16+